Share

Искусство предметного дизайна.

Искусство предметного дизайна.

 

Каждая эпоха имеет свою индивидуальную предметную среду –это мебель, домашняя утварь, картины, одежда ,  в совокупности, множество вещей, которые дают нам почувствовать , как жили люди в определенный отрезок времени. И любой искусственный  перенос этой уникальной предметной среды во время настоящее,  по сути, является отказом  от возможности жить здесь и сейчас.

Вот, как  пишет об этом в своем Манифесте знаменитый американский дизайнер Карим Рашид:

« Мое реальное желание- видеть людей, которые живут в модуле нашего времени, участвуют в современном мире, свободны от ностальгии, устаревших традиций, ритуалов. Мы должны быть в едином сознании с этим миром. Если в человеческой природе- жить прошлым- нужно изменить мир, чтобы поменять человеческую природу». Прошлое лишено смысла –утверждает Карим Рашид.  А как же опыт, достижения прошлого, скажите вы?  Успокойтесь — этого никто не отменял. Процитирую еще одну мысль знаменитого дизайнера: «Опыт — самая важная составляющая жизни. Обмен идеями и человеческое общение — в этом суть существования» .

Для архитекторов и дизайнеров  очень важно понимать, что мы создаем не только здание, ландшафт или интерьер- мы создаем среду, по которой  нас будут идентифицировать следующие поколения.    Поэтому, когда мы говорим об определенном стиле в архитектуре, подразумевается, что символика этого стиля  будет  присутствовать  и во многих произведениях  предметного дизайна. Самые знаменитые архитекторы и дизайнеры всегда  это понимали и поэтому их творческие искания не замыкались в рамках  профессии.  Можно вспомнить знаменитую немецкую архитектурную школу «Баухауз»(30-е годы 20 века). Совершив гигантский прорыв в области архитектуры, мастера этой школы создали множество образцов предметного дизайна, которые поражают  даже нас, живущих почти сто лет спустя, своей современностью.

Вот один из принципов «Баухауза»:

« Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах.»

Школа «Баухауз» в Дессау. Арх. Вальтер Гропиус. 1925-1926 гг.

А это предметы, созданные в школе «Баухауз» в 30-годы прошлого века.

Наша  знаменитая  современница -архитектор  Заха  Хадид, проектируя  свои «космические» здания, населяет их многочисленными объектами , дизайн которых создает она же  –мебелью, светильниками ,  вазами. Себя она представляет  в своих зданиях только в одежде и обуви, которые придумывает сама.

Заха Хадид на фоне своего здания. (Музей Фаэно в Вольфсбруке).

Культурный центр в г. Белграде.

Предметный дизайн Захи Хадид.

В отличие от Захи Хадид, которую называют самым массовым архитектором на планете, Карим Рашид здания не проектирует.  Однако, он считается самым продаваемым дизайнером мира.  Сфера же его деятельности также обширна- для своих интерьеров он разрабатывает все: мебель, светильники, посуду, часы и многое, многое другое.

Дизайнер Карим Рашид

Интерьер собственной квартиры. К. Рашид

В интерьере квартиры все элементы предметного дизайна разработаны Каримом Рашидом.

Предметы дизайна.

В начале статьи мы цитировали слова Карима Рашида, касающиеся его понимания опыта. Опыт, как обмен идеями и общение.  Что он имел в виду?

Заха Хадид ,еще студенткой, очень увлекалась творчеством русских архитекторов –конструктивистов и супрематической живописью. Особенно ей нравились работы Казимира Малевича. Даже свой дипломный проект обитаемого моста через Темзу она назвала  «Тектоник Малевича», использовав в нем приемы и цвета известного супрематиста.  Это был для нее опыт и обмен идеями, которые уже в дальнейшей своей практике, она не стала «цитировать» буквально, а вывела на совершенно новый уровень, который полностью  соответствует ее «инопланетной» архитектуре.

Супрематическое полотно К. Малевича

«Тектоник Малевича». З.Хадид.

Интерьер галереи. Арх. Заха Хадид.

Share post: