Инсталляция, как вид искусства
Само слово инсталляция (анг.installation-установка, размещение) ,практически, ни о чем не говорит. Между тем, эта форма современного искусства очень разнообразна и в настоящее время очень распространена. Если, гуляя по городу, вы увидите человеческую фигуру, наполовину спрятанную в стене –это инсталляция, если по водоему плавает огромная утка- это тоже она, очень распространены для городских шоу разнообразные световые инсталляции , более камерные инсталляции можно видеть в интерьерах . Что же такое искусство инсталляции?
Прежде всего –это пространственная композиция, которая может быть выполнена из чего угодно. Из узнаваемых предметов быта и материалов или ,наоборот, из элементов «загадочных». Главное, чтобы зритель стал свидетелем, а зачастую и участником замысла автора. Инсталляция, как вид искусства, дает художнику огромные возможности, поскольку не ограничивает его никакими рамками. Здесь палитра настолько разнообразна ,что совершенно невозможно точно ответить на вопрос: какими могут быть инсталляции- да какими угодно. Это предметные композиции, это оптические и телевизионные действия, инсталляциями могут быть и живые люди, если они являются элементом ее замысла.
Первые инсталляции стали появляться в начале 20-века.
Сейчас мы видим ,как бесконечно далеки они от того искусства, которое мы видим сейчас.
Вот знаменитая работа Марселя Дюшана «Велосипедное колесо на табуретке» (1913г. )
Яеи Кусама «Бесконечная зеркальная комната» ,
выполненная из зеркал ,
подсвеченных множеством мерцающих диодов.
И, если первая работа воспринимается, всего лишь, как попытка создания новых форм, то во втором случае –это уже ошеломляющее искусство, в котором ты и зритель ,и участник. В этой потрясающей по художественной выразительности композиции Яеи Кусама, каждый чувствует бесконечность Вселенной, ее постоянное движение и ощущает себя ее неотъемлемой частицей.
За последние годы очень расширилось представление о том, какими должны быть искусство, архитектура, театр. В музее искусств ХХ века в Риме (арх. Заха Хадид ) можно увидеть «живые» инсталляции . А,что это –театр или продолжение архитектурного замысла, зритель решает сам. Кажется,что мы живем во время, когда все привычное, устоявшееся веками стремительно уступает место новым представлениям буквально обо всем. И очень явно эту мысль подтверждает искусство инсталляции.
Заха Хадид. Музей искусств ХХ века в Риме.
Яёи Кусама
каммерная инсталляция
Инсталляция из керамических маков возле Лондонского Тауэра.
«Blood Swept Lands and Seas of Red»
Инсталляция «Граница света» на Берлинской стене
cтатью подготовила Панова Зоя