Искусство предметного дизайна.
Каждая эпоха имеет свою индивидуальную предметную среду –это мебель, домашняя утварь, картины, одежда , в совокупности, множество вещей, которые дают нам почувствовать , как жили люди в определенный отрезок времени. И любой искусственный перенос этой уникальной предметной среды во время настоящее, по сути, является отказом от возможности жить здесь и сейчас. Вот, как пишет об этом в своем Манифесте знаменитый американский дизайнер Карим Рашид: « Мое реальное желание- видеть людей, которые живут в модуле нашего времени, участвуют в современном мире, свободны от ностальгии, устаревших традиций, ритуалов. Мы должны быть в едином сознании с этим миром. Если в человеческой природе- жить прошлым- нужно изменить мир, чтобы поменять человеческую природу». Прошлое лишено смысла –утверждает Карим Рашид. А как же опыт, достижения прошлого, скажите вы? Успокойтесь — этого никто не отменял. Процитирую еще одну мысль знаменитого дизайнера: «Опыт — самая важная составляющая жизни. Обмен идеями и человеческое общение — в этом суть существования» . Для архитекторов и дизайнеров очень важно понимать, что мы создаем не только здание, ландшафт или интерьер- мы создаем среду, по которой нас будут идентифицировать следующие поколения. Поэтому, когда мы говорим об определенном стиле в архитектуре, подразумевается, что символика этого стиля будет присутствовать и во многих произведениях предметного дизайна. Самые знаменитые архитекторы и дизайнеры всегда это понимали и поэтому их творческие искания не замыкались в рамках профессии. Можно вспомнить знаменитую немецкую архитектурную школу «Баухауз»(30-е годы 20 века). Совершив гигантский прорыв в области архитектуры, мастера этой школы создали множество образцов предметного дизайна, которые поражают даже нас, живущих почти сто лет спустя, своей современностью. Вот один из принципов «Баухауза»:
« Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах.»
А это предметы, созданные в школе «Баухауз» в 30-годы прошлого века.
Наша знаменитая современница -архитектор Заха Хадид, проектируя свои «космические» здания, населяет их многочисленными объектами , дизайн которых создает она же –мебелью, светильниками , вазами. Себя она представляет в своих зданиях только в одежде и обуви, которые придумывает сама. Предметный дизайн Захи Хадид. В отличие от Захи Хадид, которую называют самым массовым архитектором на планете, Карим Рашид здания не проектирует. Однако, он считается самым продаваемым дизайнером мира. Сфера же его деятельности также обширна- для своих интерьеров он разрабатывает все: мебель, светильники, посуду, часы и многое, многое другое.
дизайнер Карим Рашид
интерьер собственной квартиры Карима Рашида
В интерьере квартиры все элементы предметного дизайна разработаны Каримом Р.
Предметы дизайна.
В начале статьи мы цитировали слова Карима Рашида, касающиеся его понимания опыта. Опыт, как обмен идеями и общение. Что он имел в виду? Заха Хадид ,еще студенткой, очень увлекалась творчеством русских архитекторов –конструктивистов и супрематической живописью. Особенно ей нравились работы Казимира Малевича. Даже свой дипломный проект обитаемого моста через Темзу она назвала «Тектоник Малевича», использовав в нем приемы и цвета известного супрематиста. Это был для нее опыт и обмен идеями, которые уже в дальнейшей своей практике, она не стала «цитировать» буквально, а вывела на совершенно новый уровень, который полностью соответствует ее «инопланетной» архитектуре.
интерьер галереи, архитектора Захи Хадид.