EN
Share

Красный Харьков – влияние производства кирпича на архитектурный облик города Харькова 1900-1930-х годов.

Красный Харьков – влияние производства кирпича на архитектурный облик города Харькова 1900-1930-х годов.

Red Kharkiv – impact brick manufacture on the architectural appearance of the Kharkiv city 1900-1930/Красный Харьков – влияние производства кирпича на архитектурный облик города Харькова 1900-1930-х годов.

К концу ХІХ в. – началу ХХ в. в Харькове насчитывалось 5 кирпичных заводов на территории города и 18 в Харьковском уезде. К 1916 году на территории города расположено было уже 19 кирпичных заводов, в т.ч. один по производству силикатного кирпича.

На рубеже веков сложилась определенная эстетика производственных зданий – фасады выполнялись из красного керамического кирпича с элементами фигурной кладки.

Такое решение фасадов позволяло уменьшить стоимость и сократить сроки строительства. Технология возведения каменных зданий делилась на два этапа – 1 строительство объема здания (стены, перегородки, несущие конструкции и т.п.), время на усадку знания (год) и отделка фасадов, завершающие работы в интерьерах.

С началом ХХ века эта технология стала применяться не только при возведении промышленных объектов, но и гражданских. Как правило, это были казенные объекты (институты, школы, училища), а также при возведении жилья для рабочих, доходных домов в нереспектабельных районах города или частных домов.

Высокое качество кирпича позволяло реализовывать сложную пластику фасадов с фигурной кладкой (неоштукатуренной), а также сочетать его с элементами декора из гипса или монолитного бетона и штукатуркой, оставляя открытые участки кладки.

Жилые дома в рабочих районах города и на окраинах для сдачи в наем и для рабочих, в большинстве своем, были чисто кирпичные со сложной фигурной кладкой.

Большой объем производимого качественного керамического кирпича, и сложившаяся эстетика промышленных объектов повлияла на архитектуру казенных объектов и жилых домов – результатом чего можно считать кирпичный стиль как самостоятельное направление в архитектуре эпохи модерна.

После событий 1917-1918 годов с 1919 года Харьков становится столицей Светской Украины. С 20-х годов начинаются самые грандиозные стройки, знаковые для города и страны – комплекс площади Свободы. Быстрыми темпами возводятся новые жилые кварталы – районы Загоспромье, Красный Луч, соцгород «Новый Харьков». Город имел достаточно мощный промышленный потенциал, доставшийся от капиталистического периода, который он потом дальше развивал. В том числе продолжали действовать кирпичные заводы. Качество производимого кирпича по сравнению с дореволюционным, было несколько хуже, но все еще оставалось на высоте и позволяло использовать строительные приемы, которые сложились в предыдущую строительную эпоху – оставлять фасады неоштукатуренными. Мастерство каменщиков оставалось все так же на высоте, как и в эпоху модерна. Это позволяло реализовывать архитекторам свои стилистические поиски.

В период с 20-х по 30-е года было реализовано достаточно интересных и своеобразных идей. Среди прочих были попытки создать новый стиль путем реализации сложной пластики фасадов (фигурная кладка). Данные объекты похожи на архитектуру предыдущего строительного периода, но при этом имели отличительную черту, которая безошибочно указывает на принадлежность этих объектов именно к 20-годам – форма и габариты оконных проемов. В отличие от логики дореволюционного строительства – чем экономичнее объект и ниже классом, тем уже проемы и меньше остекление, жилые дома этого периода имели большие плоскости остекления и широкие оконные проемы. Таким образом, в Харькове можно встретить достаточно необычные объекты с точки зрения стилистической принадлежности, относящиеся к поисковой архитектуре, но принимая во внимание материал реализации и эстетику, которую он диктовал, можно сказать, что эти объекты являются представителями эволюционировавшего кирпичного стиля.

Большая часть жилых домов в этот период была реализована в стилистике конструктивизма или же модернизма (по подобию, похожих типологически, Западноевропейских примеров). Тут использовалась игра с материалами отделки. Дома были либо оштукатурены со стороны главных фасадов и окрашены (практика из предыдущего строительного периода – эпоха модерна) – район Загоспромье, Красный Луч, либо комбинировались открытые участки кладки с оштукатуренными поверхностями – района красный Луч, либо комбинировались два вида кирпича – белый силикатный и красный керамический – соцгород «Новый Харьков» (ХТЗ), либо чистая кладка из красного кирпича – район «Цегельні” на Холодной горе.

Таким образом Советский Харьков 20-30-х годов имел четко выраженную палитру – серый-белый-красный. Причем красный присутствовал всегда и в большем количестве.

Глядя на наследие двух смежных строительных периодов можно заключить следующее:

– Мощное производство красного керамического кирпича и эстетика промышленной архитектуры повлияла на формирование самостоятельного течения стиля модерн – кирпичный стиль/модерн, который можно наблюдать в архитектуре 1900-1917 годов.

– Так же данный фактор повлиял на архитектурный облик советского Харькова 1920-1930 годов.

– Кирпичный стиль не прекратил сове существование с приходом нового строительного периода, а наоборот продолжил эволюционировать – поисковая архитектура, т.к. отвечал экономическим требованиям.

– Можно говорить о преемственности в архитектуре, технологиях, производстве. Архитектура 20-30 годов использовала весь имеющийся потенциал, доставшийся от капиталистического периода, и развивала его дальше по двум направлениям: конструктивизм и поисковая архитектура (кирпичный стиль).

 

статью подготовила Катерина Кублицкая (директор PORTAL-21)

Share post: