Вымысел и ее связь с технологией
В 1418 году флорентийский кафедральный собор Санта Мария дель Фиоре, строительство которого началось в 1296 году, все еще стоял без купола. Через гигантское отверстие помещение храма заливали дожди. В то время ,уже были технологии, позволяющие перекрывать большие пространства, но они использовались в готической архитектуре. Интрига же заключалась в том, что купеческая, очень богатая Флоренция не хотела иметь храм, похожий на знаменитый Duomo di Milano (собор Рождества Девы Марии) -первый готический храм, построенный в этой части Италии. С Миланом она враждовала. Поэтому, использование арок, аркбутанов, контрфорсов и колонн городскими властями Флоренции не рассматривалось.
В том же 1418 году, отцы города объявили конкурс на лучший проект купола. Победителем, в конце концов, после долгих мытарств и недоверия cо стороны властей (новаторов часто так принимают), стал местный ювелир и изобретатель Филиппо Брунеллески. История очень интересная – почитайте. Нас же интересует другое. Техническая задача была для тех времен очень сложной- нужно было перекрыть куполом отверстие, диаметром 46м, работы вести без использования лесов (очень дорого) и на высоте 55м. Талантливый инженер не только придумал конструкцию купола, состоящего из двух оболочек ( внутренней и внешней), но попутно, в процессе строительства, изобрел всевозможные технические устройства , например, систему подъемных лебедок, необходимые для строительства.
Сегодня, купол Собора возвышается над Флоренцией и является ее символом.
В одной из наших статей о том, как связан технический прогресс с новаторством в архитектуре, мы писали о том, что, зачастую, научные изобретения намного опережают строительную отрасль и вступают в конфликт с внешним обликом зданий и сооружений. И это реальность даже нашей эпохи сматфонов, нанотехнологий и пилотируемых полетов в космос. Причина все та же- пока небольшая часть изобретателей, с горящими от нетерпения глазами, пытаются воплотить свои мечты в реальность, большинство, не устремленное помыслами в бесконечность (там же скучно!!!), остаются в прошлых временах и живут в особнячках с колоннами и завитушками прошлых столетий.
В 20-м веке философия архитектуры полностью изменилась и теперь уже наша отрасль, как вид творческой и инженерной деятельности, вполне интегрируется в технический прогресс. И тут ,пожалуй, уже можно уверенно сказать, что не новые технологии заставляют архитекторов проектировать суперсовременные сооружения, а напротив- архитекторы ставят задачу для разнообразных новейших технологий.
Мечта итальянского инженера и архитектора Пьера Луиджи Нерви (1891-1979гг) о том, как перекрыть, не используя опор, огромные помещения, привела его к изобретению армоцемента, с помощью которого, он сумел запроектировать конструкции, известные сегодня , как оболочки. Зал аудиенций Ватикана, построенный по его проекту- это огромное помещение, вмещающее 25000 человек. Архитектора называли «поэтом железобетона».
Еще один пример. Американец Ричард Бакминстер Фуллер – современник Нерви, в один из печальных периодов своей жизни, задумался о том, есть ли у человечества шанс долго и ,главное, счастливо жить на планете Земля (!!!). Он написал на эту тему много книг, но известен он все-таки ,как инженер- дизайнер, придумавший так называемый «геодезический купол», позволяющий накрыть огромные пространства. Состоит он из отдельных металлических стержней, связанных между собой и представляющих очень прочную пространственную структуру. Что привело его к этому изобретению? Мечта о том, как сделать жизнь на планете комфортной и безопасной. Огромный купол служил бы в этом случае защитой и средством для создания искусственного климата. Его называли утопистом, но последователи Фуллера считают, что его открытия опередили время.
Это немногие примеры и они касаются только архитектуры. Но, были и есть мечтатели в других областях- Циолковский, Королев, наш современник Илон Маск в космонавтике, Бил Гейтс, Стив Джобс- в компьютерных технологиях и другие, не менее талантливые выдумщики во всех сферах жизни. Это люди, которые ставят задачу и сами ее решают и полет их фантазий безграничен.
Все начинается с мысли.
статью подготовила Панова Зоя (главный архитектор проектов в PORTAL-21)